Подготовка к школе.
Вопросы и ответы, касающиеся поступления ребенка в первый класс и организации образовательного процесса в первом классе. Ребенок первый раз идет в школу. Это важное событие не только в его жизни, но и в жизни его родителей, педагогов, школы. Как подготовить ребенка к новой жизни, как организовать учебу, чтобы она была в радость детям, и им хотелось бы каждое утро идти в школу… Обсудим вопросы, которые задаются чаще всего родителями и педагогами.
Вопрос 1. Возраст поступления ребенка в первый класс? В соответствии со статьей 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании в I класс принимаются лица, которым на 1 сентябрясоответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в I класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года.
Вопрос 2. Какие документы необходимы при поступлении ребенка в первый класс? Для приема детей в первый класс учреждения общего среднего образования законные представители в период с 1 июня по 28 августаподают следующие документы: • заявление на имя руководителя учреждения общего среднего образования; • медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка; • ксерокопию свидетельства о рождении ребенка.
Вопрос 3. Первые классы – это классы школы или группы дошкольного учреждения? Первые классы – это классы учреждения общего среднего образования. По решению местных исполнительных и распорядительных органов власти они могут размещаться как на базе школы, так и на базе дошкольных учреждений. Если первые классы размещаются в школе, то для них создаются все необходимые условия для организации образовательного процесса детей шестилетнего возраста, включая сон, питание, прогулку и т.д. Если первые классы размещаются на базе дошкольных учреждений, то образовательный процесс в первую половину дня осуществляет учитель школы, остальное время с учащимися работают педагогические работники дошкольного учреждения. Учащиеся первых классов в данном случае входят в состав детского коллектива дошкольного учреждения. Их режим дня является составной частью общего режима дня дошкольного учреждения. В период каникул, в том числе дополнительных в течение учебного года и летних, учащиеся первых классов могут посещать дошкольное учреждение на общих основаниях.
Вопрос 4. Чем отличается организация обучения детей в первых классах от других классов начальной школы? Продолжительность учебной недели – 5 дней. С целью обеспечения плавного перехода из дошкольного учреждения в школу, учебным планом в первом классе предусмотрено на протяжении сентября месяца проведение учебных занятий по программе «Введение в школьную жизнь». В течение этого периода не проводятся учебные занятия по математике, чтению, письму. Учитель проводит с детьми экскурсии, целевые прогулки, физкультурные занятия, развивающие игры, учит детей, как вести себя в коллективе, изучает готовность каждого к школьному обучению, оказывает помощь школьникам в усвоении правил и форм поведения во время учебных занятий, в умении понимать содержание задаваемых учителем вопросов, в организации своей деятельности. С октября месяца проводятся все учебные занятия по предметам учебного плана. Для учащихся 1 класса предусмотрена щадящая организация образовательного процесса: - уроки проводятся только в первую смену; - для хранения верхней одежды и сменной обуви, как правило, выделяется специальное помещение; - каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения; - учебники и дидактические пособия рекомендуется хранить в школе; - в середине третьей, самой продолжительной четверти организуются дополнительные каникулы в течение одной недели; - продолжительность учебного занятия – 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 минуты каждая; - продолжительность перемен между учебными занятиями не менее 10 минут, после второго или третьего учебного занятия проводится динамическая пауза (прогулка на свежем воздухе) продолжительностью не менее 30 минут. - домашние задания учащимся не задаются
Вопрос 5. Как же оцениваются результаты обучения первоклассников? В классе, где обучаются шестилетние дети, исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, солнышки, цветочки и т.д.). Допускается лишь словесная оценка. Кроме того, нельзя при неверном ответе ученика говорить: «не старался», «не думал», «неверно», лучше учителю в школе, а родителям дома обходиться репликами «давай послушаем других», «это твое мнение», «ты так думаешь» и т. д. Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.). Итоговые контрольные работы проводятся только в конце учебного года. Технику чтения учащихся проверяет учитель данного класса, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, его темп чтения.
Вопрос 6. Где взять учебники, и какие еще школьные принадлежности нужны первокласснику? Все учебники для учащихся первого класса выдаются в школе. Примерный список необходимых принадлежностей для первого класса в школах, как правило, вывешивают. Первокласснику необходимы: школьный ранец, портфель или рюкзак набор цветных ручек фломастеры и карандаши ластик точилка обложки для тетрадей и книг пенал линейка краски (акварельные или гуашь) альбом для рисования набор кисточек
Вопрос 7. Нужна ли школьная форма первоклассникам? Да. Но сегодня мы говорим не о школьной форме, а об одежде делового стиля: строгой, аккуратной, удобной, красивой, чтобы нравилась тому, кто ее будет носить. Родителям необходимо поинтересоваться, какая одежда делового стиля принята для ношения учащимися в данной конкретной школе. После учебных занятий, если ученик остается в группе продленного дня, то следует приготовить одежду для того, чтобы он смог переодеться.